Методические рекомендации Министерства образования и науки РК по организации учебного процесса в организациях среднего образования в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции в период пандемии
Директор школы:
- принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы
- обеспечивает организацию дистанционного процесса обучения, в том числе технические условия;
- утверждает план работы школы в условиях процесса обучения с использованием дистанционных технологий
- осуществляет постоянный мониторинг и контроль за организацией дистанционного учебного процесса (обратную связь с педагогами, обучающимися и их родителями (законными представителями), мониторинг частотности предоставления обратной святи педагогами и др.)
- утверждает расписание уроков
- организует доставку учебных заданий и сбор выполненных работ обучающихся, не имеющих доступ к сети Интернет и средствам связи, для их проверки в рамках населенного пункта, в котором расположена школа. При этом строго соблюдаются требования по использованию индивидуальных средств зашиты.
Процесс обучения в малокомплектных школах, находящихся в глубоко отдаленных населенных пунктах, с количеством обучающихся от 5 до 80 детей рекомендуется не переводить на дистанционное обучение по согласованию с местными исполнительными органами.
Заместитель директора по учебной работе, научно – методической работе, заместитель директора по информатизации:
- составляет единое школьное расписание уроков в соответствии с ТВ – уроков, график обучения, которые размещаются на интернет – ресурсах организации образования;
- организует работу по разработке и размещению контента уроков в том числе электронных учебно – методических комплексов, электронных образовательных ресурсах;
- совместно с учителями – предметниками определяет организацию дистанционной учебной деятельности обучающихся: методы и приемы обучения, сроки получения заданий обучающимися и предоставления ими выполненных работ;
- организует видеокоучинги для педагогов в целях оказания методической помощи в рамках дистанционного обучения;
- осуществляет информирование всех участников процесса обучения (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, иных работников) об организации дистанционной работы и результатах обучения;
- осуществляет методическое сопровождение в ходе организации процесса обучения с применениями ИКТ
- организует деятельность педагогов в соответствии с утвержденным графиком работы и обратной связью с ними;
- определяет педагогов для сбора и доставки выполненных заданий обучающихся второй категории не менее одного раза в 2 недели из числа педагогов, не задействованных в дистанционном учебном процессе;
- контролирует ход проведения дистанционного учебного процесса;
- осуществляют через систему электронных журналов организацию и контроль дистанционного учебного процесса, суммативного оценивания;
- осуществляет обратную связь с участниками дистанционного процесса обучения;
- координирует работу по выполнению учебной нагрузки педагогами;
- анализирует проведение дистанционного обучения в организации среднего образования.
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог – организатор:
- разрабатывает видеоконтент для воспитательных мероприятий с использованием ИКТ;
- проводит мероприятия в режиме онлайн (через социальные сети, сайт школы и др.);
- размещает информацию о проведенных мероприятиях в социальных сетях, на сайте школы;
- координирует работу классных руководителей.
Педагог – психолог:
- разрабатывает рекомендации по психологической поддержке для обучающихся и их родителей (законными представителями) в условиях дистанционного обучения;
- индивидуально проводит онлайн – консультацию с обучающимися, с родителями (законными представителями);
- проводит онлайн – игры.
Классный руководитель:
- информирует родителей (законных представителей) о процессе обучения с использованием дистанционных технологий, об изменениях в расписании, о предоставлении обратной связи обучающимся, о ходе обучения и учебных результатах, о необходимости создания условий для самостоятельной работы обучающихся;
- создает и использует чаты, форумы обучающихся и их родителей в системах электронных журналов и дневников Kundelik.kz, Bilimal.kz, mektep.edu.kz, а также Whatsapp, Telegram и др.;
- осуществляет ежедневную связь с обучающимися и их родителями (законными
представителями);
- информирует администрацию школы о проводимой работе;
- предоставляет учителям – предметникам, педагогу – психологу списки своего класса с контактными данными обучающихся (номер домашнего, сотового телефона, электронная почта):
- обеспечивает регистрацию электронного дневника и электронной почты обучающихся своего класса.
Учителя – предметники:
Учителя – предметники разделены на 3 категории:
- учитель – предметник и обучающийся, имеющие доступ к интернету и использующие дистанционные технологии обучения;
- учитель – предметник , имеющий доступ к Интернету и обучающийся, не имеющий доступ Интернету, использующий ТВ-уроки;
- педагоги не задействованные в дистанционном учебном процессе.
ТВ-уроки используют учителя и обучающиеся.
Учитель предметник и обучающийся, имеющие доступ к интернету и использующие дистанционные технологии обучения:
- корректирует календарно - тематические планы в электронных журналах и дневниках;
- своевременно осуществляет корректировку поурочного планирования и структуризацию учебных материалов с применением ссылок на веб-сайты, электронные библиотеки и другие;
- согласовывает с заместителем руководителя по учебно – воспитательной работе проводимые виды работ:
- применяет оптимальные и разнообразные виды работ (видеоуроки, самостоятельная работа, онлайн-курсы, чат-занятия. веб-занятия, телеконференции и форумы и др.), доступные информационно – коммуникативные технологии (скайп, телеуроки, modul, zoom, электронная почта, WhatsApp и Telegram чаты и другие);
- своевременно доводит информацию о применяемых видах работ до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей), используя электронные журналы и дневники;
- проводит урок в соответствии с утвержденным графиком обучения
- осуществляет контроль за самостоятельной работой обучающегося, предоставляет обратную связь;
- предоставляет домашнее задание согласно нормам объема домашнего задания;
- осуществляет сбор выполненных заданий к уроку любым доступным для учителя и ученика способом (электронные журналы и дневники, менеджеры, облачные технологии и др.)
- заполняет своевременно на платформе электронного журнала следующие разделы:
а) домашнее задание после каждого ТВ-урока/Вебинара (задания из учебников и ссылки на ресурсы);
б) прикрепление файлов с рекомендациями по выполнению заданий:
в) обратная связь по выполнению домашнего задания, комментарии к уроку
г) заполнение результатов суммативных работ
д) выставление пропуска урока в случае отсутствия обучающегося на видео конференции либо не выполнившего задание в установленные сроки на платформе электронного журнала
- проводит индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями;
- информирует администрацию о проведенной работе и её результатах.
Учителя – предметники, имеющий доступ к интернету и обучающийся, не имеющий доступ к интернету, использующий ТВ – уроки:
- корректирует календарно-тематические планы в электронных журналах;
- своевременно осуществляет корректировку поурочного планирования и структуризацию учебных материалов на основе ТВ-уроков и УМК;
- согласовывает с заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе проводимые виды работ.
- применяет оптимальные и разнообразные виды работ (самостоятельная работа с учебником и УМК), доступные информационно – коммуникативные технологии (телеуроки, WhatsApp чаты, мобильную и стационарную телефонную связь);
- своевременно доводит информацию о применяемых видах работ до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей), используя электронные журналы и дневники, WhatsApp, мобильную и стационарную телефонную связь и др.);
- проводить урок в соответствии с утвержденным графиком обучения;
- осуществляет контроль за самостоятельной работой обучающегося, предоставляет обратную связь (через электронные журналы и дневники, WhatsApp чаты, мобильную и стационарную телефонную связь или через педагогов, определённых администрацией);
- предоставляет домашнее задание согласно нормам объема домашнего задания (через электронные журналы и дневники, WhatsApp чаты, мобильную и стационарную телефонную связь, или через педагогов, определённых администрацией);
- осуществляет сбор выполненных заданий к уроку любым доступным для учителя и ученика способом (через электронные журналы и дневники, WhatsApp чаты, мобильную и стационарную телефонную связь, или через педагогов, определённых администрацией);
- заполняет своевременно на платформе электронных журналов н дневников следующие разделы:
а) домашнее задание после каждого ТВ-урока/Вебинара (задания из учебников и ссылки на ресурсы);
б) прикрепление файлов с рекомендациями по выполнению заданий;
в) обратная связь по выполнению домашнего задания, комментарии;
г) выставление результатов суммативных работ;
д) при не выполнении задания к уроку в установленные учителем сроки в электронный журнал пишется соответствующий комментарий
- проводит индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями (через WhatsApp чаты, мобильную и стационарную телефонную связь);
- информирует администрацию о проведенной работе и её результатах.
Педагоги, не задействованные в дистанционном учебном процессе
Учебные предметы, по которым оценивание проводится как «зачет/незачет», не вошли в перечень предметов, транслируемых на телевидении (Физическая культура. Самопознание. Художественный труд, Музыка, Начальная военная и технологическая подготовка, Основы предпринимательства и бизнеса, Графика и проектирование).
Учителям, преподающим данные учебные предметы, рекомендуется разрабатывать видеоконтент по своим предметам и размещать с использованием облачных технологий и видеохостингов (например aitube.kz), а также разместить ссылку в электронном журнале.
Учитель физической культуры, начальной военной и технологической подготовки - разрабатывает комплекс физических и строевых упражнений для выполнения обучающимися дома
Учитель художественного труда, графики и проектирования - разрабатывает инструкции по изготовлению поделок, макетов и др.
Учитель самопознания, основ предпринимательства и бизнеса - предоставляет рекомендации по проектной деятельности
Учитель музыки – предоставляет перечень музыкальных произведений, которые необходимо прослушать
- участвуют в организации и проведении воспитательных мероприятий в режиме онлайн;
- оказывают методическую помощь в организации и проведении онлайн-уроков и мероприятий;
- информирует администрацию о проведенной работе и ее результатах.
Обучающийся:
- обязан ежедневно просматривать трансляцию ТВ-уроков согласно расписания;
- ежедневно самостоятельно выполняет задания, в том числе через доступные средства связи, которые установлены организацией среднего образования;
- находится на ежедневной связи с классным руководителем и учителями - предметниками;
- выполняет работу над ошибками после комментария учителя – предметника;
- знакомится с расписанием, темами, содержанием онлайн-уроков через доступные средства связи;
- ежедневно заходит в личный кабинет в электронном дневнике, в электронную почту и другие системы и технологии связи для получения учебного материала для самостоятельного изучения.
- ежедневно представляет выполненные задания в соответствии с требованиями педагогов, отправив сканирование (или фото) выполненных заданий педагогу через доступные средства связи (электронный дневники, электронная почта, WhatsApp чаты и др.):
- соблюдает правила академической честности и принципы самоконтроля при выполнении учебных заданий;
- использует дополнительные электронные образовательные ресурсы.
Родители (законные представители) обучающихся:
- создают условия для обучения;
- знакомятся с графиком работы, расписанием уроков, процессом организации учебно – воспитательной работы;
- осуществляют контроль за выполнением обучающимися домашних заданий.
- поддерживают связь с классным руководителем и учителями – предметниками.